Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Этапы маркировки в 2020 году

Этапы маркировки в 2020 году

Табак

С 1 июля 2020 года запрещен оборот немаркированной продукции. Поставка маркированных сигарет в розницу точку или дистрибьютору должна происходить посредством электронных универсальных передаточных документов (УПД) с указанием кодов продукции. Осуществляется такая передача при помощи систем электронного документооборота.

Шубы

Категория товаров из меха вступила в обязательную маркировку 12 августа 2016 года. Отрасль контролировалась налоговой. С 1 июня контроль за оборотом меховых изделий перешел к ЦРПТ — оператору ГИС МТ «ЧЕСТНЫЙ Знак». В 2020 году изменений по этой категории товаров не предусмотрено.

Обувь

В настоящее время участникам товарооборота этой категории, прошедшим регистрацию, предоставляется доступ к устройствам регистрации эмиссии кодов маркировки. Дается право на добровольную маркировку и передачу сведений в систему мониторинга. Вместе с этим проходит маркировка остатков обувных товаров. Об этом читайте нашу статью «Что делать с остатками обуви». Оставшийся без маркировки товар должен быть промаркирован до 1 апреля 2020 года.

С 1 марта 2020 года производство и продажа немаркированной обуви будет запрещена.

Лекарства

В настоящее время цифровая маркировка наносится в обязательном порядке на группу лекарств высокозатратных нозологий (7 ВЗН).

Для остальных лекарств маркировка станет обязательной с 1 января 2020 года. Однако, на момент публикации в Государственную Думу РФ внесен законопроект о переносе сроков. Авторы документа предлагают отодвинуть начало обязательной маркировки на 1 июля 2020 года, обосновывая это неготовностью большинства участников лекарственного рынка к переходу.

Шины

Оборот шин и автопокрышек без цифровой маркировки будет запрещен с 1 ноября 2020 года.

Фотоаппараты и духи

После 1 октября 2020 года будет запрещено производить, импортировать и продавать немаркированные духи и парфюмерную продукцию.

Одежда

Категорию товаров легкой промышленности в 2020 году не ждут нововведения. В системе «ЧЕСТНЫЙ Знак» для участников рынка открыта регистрация. Те, кто зарегистрировался и внес данные о товаре может оформлять заявку на получение кодов. Немаркированная одежда будет на рынке до 31 декабря 2020 года. После этой даты товары легкой промышленности подлежат обязательной маркировке.

Молоко

2 февраля 2020 года завершится экспериментальный период для маркировки этой категории товаров. Запрет на продажу немаркированных молочных продуктов запланирован на 1 декабря 2020 года.

Велосипеды

31 мая 2020 года завершится эксперимент по маркировке велосипедов.

Кресла-коляски

Эта категория товаров будет находится на стадии эксперимента весь 2020 год. Он продлится до июня 2021.

Этапы и сроки ввода маркировки одежды и товаров легкой промышленности

Сроки маркировки легкой промышленности можно определить примерно, руководствуясь схемой цифровизации обуви. С момента старта программы каждый участник в течение 4 месяцев должен зарегистрироваться в системе. На цифровизацию товара законом отводится еще 4 месяца. Можно спрогнозировать сроки, опираясь на примерные даты:

·      регистрация участников в системе начинается с 1 декабря 2019 г.;

·      дата окончания регистрации — 1 апреля 2020 г.;

·      остатки изделий можно промаркировать до конца июля 2020 г.

С 1 августа 2020 г. категорически запрещено реализовывать немаркированный товар.

Как работает система

Благодаря закону о маркировке одежды и других товаров государство способно контролировать процесс реализации изделий на рынке. В 2024 г. система должна охватить все категории товаров и присвоить каждой из них специальный знак. Единицы обуви, одежды или изделий легкой промышленности будут внесены в базу данных. Правительство с помощью каталога отслеживает путь изделия от производителя до покупателя.

Программа позволяет полностью исключить товарооборот контрабандной и фальсифицированной продукции. В системе обязаны регистрироваться не только продавцы, но и поставщики, производители. Через розничный магазин продажа немаркированных изделий осуществляться не будет.

В кассовом чеке отдельной графой должен присутствовать специальный код, благодаря которому контрольная техника пропускает товар. Каждый код будет передан фискальному оператору, который вводит его в Национальную систему отслеживания. Правительство обещает сурово наказывать дилеров, торгующих контрабандной продукцией.

Зачем маркировать одежду

Продажа контрафактной продукции повышает конкуренцию между легальными ритейлерами и недобросовестными импортерами. В большинстве случаев покупатель получает одежду плохого качества: на качественную вещь такой товар обменять достаточно сложно. Производитель несет убытки: уровень продаж падает, понижая спрос на продукцию у населения.

Цифровизация швейных изделий позволяет быстро решить создавшуюся проблему. Система позволяет сделать цепочку продаж и поставок прозрачной для покупателя. Для производителя снизятся издержки и повысится эффективность бизнеса. Специальные коды, присвоенные каждой вещи, позволяют не только отследить ее путь, но и снизить цену на швейные изделия.

Программа имеет массу преимуществ:

1. У государства появляется возможность легализовать рынок, сократив объем контрабанды. В казну в этом случае будут отчисляться налоги, которые являются основной составляющей теневой экономики государства. Таможенные сборы также возрастут.

2. Легальные бизнесмены обретут конкурентное преимущество, поставляя на рынок качественный и законный товар. Дилеры получат возможность самостоятельно проверять партии изделий, сделав запрос фискальному оператору.

Покупатель может удостовериться в качестве приобретаемого изделия, проверив одежду, обувь или другие товары посредством специального софта.

Какая одежда маркируется

Дата старта пилотного проекта — 27 июня 2019 г., дата окончания — 30 ноября. Участие в нем приняли крупнейшие компании-производители. Маркировке подвергались все товары, внесенные в распоряжение № 792. Цифровизация одежды включает в себя присвоение специальных кодов следующим категориям швейных изделий:

·      штормовки;

·      ветровки;

·      полупальто;

·      пальто;

·      блузоны (ручная или машинная вязка);

·      блузы;

·      блузки;

·      куртки;

·      плащи;

·      накидки;

·      спецодежда.

Производители постельного, туалетного, кухонного или столового белья обязаны маркировать свой товар. Коды для каждой отдельной категории:

Обозначение

ТН ВЭД (код)

ОКПД 2 (код)

Трикотажные блузы, блузки или блузоны женские (для девочек)

6106

141413

Штормовки, ветровки, куртки (спортивные), плащи, накидки, полупальто, пальто женские (для девочек)

6202

141331

Штормовки, ветровки, куртки (спортивные), плащи, накидки, полупальто, пальто мужские (для мальчиков)

6201

141321

Кожаные швейные изделия (включая спецодежду)

4203 10000

141110

Кухонное и туалетное белье

6302

139214

Постельное белье

6302

139213

ЦРТП (государственно-частная компания) считают главным оператором программы. Термин «чипирование одежды» применим только к меховым изделиям благодаря их высокой стоимости. Швейным изделиям будет присвоен простой двухмерный код (DataMatrix), который помещают на ярлыки. Он содержит товарную номенклатуру.

Преимущества кода:

1.          Маленький размер (не более 14х14 мм). Чтобы нанести код, не требуется много места, его можно разместить непосредственно на самом товаре.

2.          Отсутствие необходимости приобретать дорогостоящее оборудование. Код можно считать с помощью 2D-сканера и распечатать на принтере.

3.          Быстрая расшифровка. Даже поврежденный на 30% код можно легко считать.

Маркировочный код невозможно подделать. Шифровка данных осуществляется криптографическими способами.

Как продавать маркированную одежду

При отсутствии онлайн-кассы и сканера продажа маркированной одежды невозможна. В этом случае правила возврата и приемки меняются благодаря переходу документооборота из бумажного в электронный вариант. Служащий торгового зала при приеме товара должен использовать универсальный передаточный документ (УПД) или электронную накладную. Служба электронного документооборота (ЭДО) отвечает за прием и передачу УПД. Накладные заверяют с помощью электронной подписи.

Этапы продажи маркированных швейных изделий:

1. Завод-изготовитель после пошива новой партии одежды самостоятельно маркирует изделия и передает данные в единую систему контроля.

2. Фирма продает партию товара оптовой компании. Представитель изготовителя передает второй стороне универсальный передаточный документ.

3. Оптовая торговая компания развозит товар в магазины розничной торговли и передает УПД приемщику.

4. Продавцы при оформлении покупки «пробивают» код сканером, через кассу.

Система «Честный знак» полностью отслеживает цепочку продажи маркированной одежды. Перед приобретением той или иной вещи покупатель вправе самостоятельно просканировать товар посредством специального приложения. Если код окажется некорректным, то необходимо сообщить об этом фискальному оператору. На магазин, торгующий контрафактом, будут наложены штрафные санкции (вплоть до конфискации). Владельцы розничных магазинов должны обучить сотрудников работе с новыми приборами.

Как оформлять возвраты одежды

Если покупатель по какой-то причине вернул товар, продавец обязан правильно оформить возврат. Для этого в системе единого контроля необходимо запросить новый код и нанести его с помощью принтера на ярлык. После этого вещь можно снова выставлять на продажу. DataMatrix выдается бесплатно.

Новый код должен содержать:

·      криптохвост — такая защита в сочетании с электронной подписью предохраняет код от копирования;

·      SGTIN — номер серии, который разрабатывается производителем или выдается фискальным оператором;

·      GTIN — номер партии.

Идентификаторы находятся в стадии разработки, поэтому вероятность добавления других данных достаточно высока.