Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

О запрете продажи пиротехнической продукции несовершеннолетним

О запрете продажи пиротехнической продукции несовершеннолетним

Зачастую школьники любят развлекаться с пиротехническими изделиями - мини-фейрверками, петардами и пр. Однако использование таких предметов при неосторожном с ними обращением может привести к серьезным травмам. 

Поэтому законодательством установлен запрет на продажу пиротехнических изделий лицам, не достигшим 16-летнего возраста (если производителем не установлено другое возрастное ограничение).

Такая норма содержится в постановлении Правительства РФ от 22.12.2009 № 1052 "Об утверждении требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий".

За нарушение такого запрета продавец пиротехнических изделий может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена).

За совершение незаконных действий установлен штраф на граждан в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей; на должностных лиц - от 3 до 4 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 до 40 тысяч рублей. При назначении штрафа может быть применена конфискация предметов административного правонарушения.

Протоколы о правонарушениях по ст. 14.2 КоАП РФ составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка и должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Дела об административном правонарушении рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, а в случае необходимости назначения конфискации – судьями.  

Об ответственности за нарушение порядка увольнения беременной

При нарушении порядка увольнения беременной возможны:

- административная ответственность по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ - например, за увольнение беременной в связи с неудовлетворительными результатами испытания или по сокращению;

- уголовная ответственность по ст. 145 УК РФ - за необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности;

- признание увольнения незаконным, восстановление работницы на работе, выплата ей среднего заработка за все время вынужденного прогула, а также выплата иных сумм, например, судебных издержек (абз. 1, 2 ст. 234, ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, абз. 1 п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Например, такое возможно, если работодатель уволит беременную по соглашению сторон, несмотря на то что она, узнав о беременности, обратилась к нему с просьбой аннулировать подписанное ранее соглашение об увольнении. А также, например, если увольнение произойдет по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации организации).

Следует отметить, что беременная женщина, уволенная по инициативе работодателя, подлежит восстановлению на работе, даже если к моменту рассмотрения в суде ее иска о восстановлении на работе беременность не сохранилась (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1).

О владении огнестрельным оружием

С 16 декабря 1996 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».

Указанный закон регулирует оборот всего оружия на территории России. Наибольший резонанс в данном законе, безусловно, занимает оборот на территории России огнестрельного оружия.

Наличие гражданского лица на улице или в общественном транспорте с пистолетом в кобуре на поясе до сих пор вызывает обоснованную настороженность и непонимание у населения.

Вместе с тем, по сведениям из отрытых источников, в том числе из средств массовой информации, только на территории Саратовской области у граждан насчитывается несколько десятков тысяч зарегистрированных единиц гражданского огнестрельного оружия. При этом право приобретения указанного оружия, его хранения и ношения четко прописано в Законе.

Так, согласно положений статьи 13 Закона «Об оружии» право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Газовые пистолеты, револьверы, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, граждане Российской Федерации имеют право приобретать на основании лицензии на приобретение оружия с последующей регистрацией оружия в двухнедельный срок в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту жительства. По лицензии на приобретение оружия допускается регистрация не более пяти единиц указанных видов оружия. Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия. Срок действия лицензии пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, указанное в пунктах 1, 2 и 3 части второй статьи 3 настоящего Федерального закона, граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства.

Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.

Общее количество приобретенного гражданином Российской Федерации охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом не должно превышать пять единиц, спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом - пять единиц, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия - пять единиц, огнестрельного оружия ограниченного поражения - две единицы, охотничьего метательного стрелкового оружия - пять единиц, за исключением случаев, если перечисленные виды оружия являются объектом коллекционирования.

Приобретенные гражданином Российской Федерации огнестрельное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения и охотничье пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж, охотничье метательное стрелковое оружие подлежат регистрации в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения.

В случае изменения места жительства гражданин Российской Федерации в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обязан обратиться в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия.

Гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет.

Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, представляются гражданами Российской Федерации, впервые приобретающими гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы, спортивное пневматическое оружие или охотничье пневматическое оружие.

Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации:

1) не достигшим возраста, установленного настоящим Федеральным законом;

2) не представившим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

3) имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия;

4) отбывающим наказание за совершенное преступление;

5) повторно привлеченным в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

6) не имеющим постоянного места жительства;

7) не представившим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган документов о прохождении соответствующей подготовки и других указанных в настоящем Федеральном законе документов;

8) лишенным по решению суда права на приобретение оружия;

9) состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

10) подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Таким образом, действующее законодательство об обороте огнестрельного оружия в Российской Федерации предъявляет жесткие требования к его владельцам и обеспечивает соблюдение конституционных прав как их самих на самооборону и владение оружием, так и гарантирует безопасность населения.

О внесении изменений в законодательство по налоговым преступлениям

12 апреля 2020 вступил в силу Федеральный закон № 73-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и ст.281 УПК РФ», изменяющий порядок привлечения лиц к уголовной ответственности по налоговым преступлениям.

Согласно новому закону был изменен порядок определения недоимки в «уголовно-правовом размере», т.е. когда размер недоплаты в бюджет имел уголовно-правовые последствия и давал основания ставить вопрос о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье налогового преступления.

Если ранее, наряду с фиксированными суммами недоимки должна была учитываться еще и доля уплаченных налогов, то сейчас в УК РФ исключены положения, ставящие размер уклонения в зависимость от доли недоимки в общей сумме исчисленных и уплаченных налогов. Нижний предел крупного и особо крупного размера устанавливается только в виде фиксированных сумм, которые, как и период определения недоимки не изменились. 

По ст. 198 УК РФ - уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов, крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

По ст. 199 УК РФ - уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией- плательщиком страховых взносов, крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей. Аналогичный размер крупного и особо крупного ущерба установлен в ст.199.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента.

По ст. 199.3 УК РФ - уклонение страхователя - физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, крупным размером признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд девять миллионов рублей.

По ст. 199.4 УК РФ - уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, крупным размером признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тридцать миллионов рублей.

Федеральным законом от 01.03.2020 № 31- ФЗ внесены изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Указанным законом внесены изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

В частности, статья дополнена примечанием, согласно которому данная норма не распространяется на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Данный пункт Федерального закона уточняет действующие нормы демонстрации нацистской символики и предполагает, что эта атрибутика может присутствовать в произведениях искусства, литературы и науки, а также в сообщениях СМИ и т.д. При этом такая демонстрация возможна только при условии, что она не является ее пропагандой или не содержит оправдания преступлений фашистской Германии.

Таким образом, административная ответственность не распространяется на случаи использования нацистской и экстремистской атрибутики или символики без цели их пропаганды или оправдания идеологии.

Изменены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2020 № 135 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры» частично изменены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

В частности, скорректированы прогнозируемые размеры ущерба для присвоения объекту (территории) категории опасности. Так, нижняя граница размера ущерба для присвоения 2-й категории увеличена с 1 млн. до 2 млн. рублей. Для объектов 3-й категории прогнозируемый ущерб теперь должен составлять менее 2 млн. рублей (ранее – менее 1 млн. рублей).

Кроме того, устанавливается, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Ответственность за уклонение от призыва на военную службу

В соответствии с частью 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина нашего государства. 

В силу пунктов 1-4 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Воинская обязанность является почетной и гарантирована Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 59).

За неисполнение воинской обязанности, возложенной на граждан законом, существует два вида ответственности: административная и уголовная.

В частности, неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, в соответствии со статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказывается предупреждением или административным штрафом в размере до 500 рублей. 

Частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации за уклонение от призыва на военную службу предусмотрено уголовное наказание, в том числе в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Следует отметить, что под уклонением от призыва понимается неявка гражданина без уважительных причин в срок, указанный в повестке, в военкомат по месту своего жительства на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, а также неявка по вызову для отправки в воинскую часть.

К уважительным причинам в этих случаях при условии их документального подтверждения относятся: заболевание или увечье призывника, связанные с утратой трудоспособности, тяжелое состояние здоровья его близких (отца, матери, жены, сына, дочери), участие в похоронах указанных лиц, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, обстоятельства, не зависящие от воли гражданина, иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Уклонение от призыва – преступление длящееся, его окончание определяется моментом задержания уклоняющегося, либо явкой с повинной в военкомат или полицию. 

Помимо неявки по повестке к уклонению от призыва относят: подделку документов, представление подложных документов, уничтожение, похищение документов учетного дела призывника и иные подобные действия. 

Новые права добросовестных приобретателей недвижимости

С 1 января 2020 года вступили в законную силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 №299 – ФЗ в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

Указанными изменениями Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» дополнен главой 10.1. В соответствии с ее нормами добросовестный приобретатель, у которого на основании судебного акта истребовано жилое помещение, сможет получить однократную единовременную компенсацию за счет казны.
        Компенсация выплачивается на основании вступившего в законную силу судебного акта по иску добросовестного приобретателя к Российской Федерации о выплате данной компенсации. Соответствующий судебный акт принимается в случае, если по не зависящим от добросовестного приобретателя причинам в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом о возмещении ему убытков, возникших в связи с истребованием от него жилого помещения, взыскание по исполнительному документу произведено частично или не производилось в течение шести месяцев со дня предъявления этого документа к исполнению.
           При этом добросовестный приобретатель не ограничен искусственно установленным пределом такой компенсации и вправе рассчитывать на возмещение реального ущерба.

С 1 января 2020 года расширен перечень причин инвалидности

Федеральным законом от 02.08.2019 № 320-ФЗ внесены изменения в Федеральный  закон «О ветеранах», в соответствии с которыми к инвалидам боевых действий относятся лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории республики, получившие удостоверение ветерана боевых действий, являющиеся инвалидами и подтвердившие, что инвалидность возникла вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими в составе отрядов самообороны в этот период.

В целях реализации данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 1454 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, утверждённые постановлением Правительства от 20.02.2006 № 95.

Нововведениями к причинам установления инвалидности отнесена инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций.

С учетом внесенных изменений данная категория граждан сможет претендовать на получение мер социальной поддержки.

Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу 01.01.2020.

Регламентирован порядок предоставления ПФР сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете

Опубликовано Постановление Правления ПФ РФ от 21.01.2020 № 46па  «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по предоставлению сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, содержащихся в его  индивидуальном лицевом счете».

Так, регламентирован порядок предоставления Пенсионным фондом  сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, содержащихся  в его индивидуальном лицевом счете. В данном Административном регламенте приводятся требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, исчерпывающий перечень необходимых документов, способы их получения зарегистрированным лицом, в том числе в электронной форме, порядок их представления, устанавливаются состав, последовательность и сроки выполнения  административных процедур (действий), требований к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.

В приложении  приведена форма запроса зарегистрированного лица о предоставлении сведений о трудовой  деятельности, содержащихся в его  индивидуальном лицевом счете.

 Начало действия указанного документа 03.03.2020 года.

Порядок взыскания задолженности по коммунальным платежам с физического лица

Граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Об этом говорят отдельные положения Жилищного кодекса РФ, п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Задолженность по коммунальным платежам с физических лиц может быть истребована в претензионном либо взыскана в судебном порядке путем обращения в суд общей юрисдикции в рамках приказного или искового производства.

Физическое лицо может уведомляться о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг различными способами: посредством СМС-сообщения, телефонного звонка, сообщения электронной почты или через личный кабинет в ГИС ЖКХ и др. (пп. «е, з» п. 32 Правил № 354). Также практикуется выставление долговых платежных документов с разъяснениями по образовавшейся задолженности и необходимости ее скорейшей оплаты (ч.2 — 2.1 ст. 155 ЖК РФ).

Также возможна реструктуризация задолженности должника перед кредитором путем заключения соглашения о предоставлении ему отсрочки или рассрочки платежей (пени, часть суммы основного долга и др. (ст. ст. 421, 450 ГК РФ, п. 75 Правил № 354).

В порядке приказного производства задолженность по оплате коммунальных услуг подлежит взысканию с гражданина в случае, если ее размер не превышает 500 000 руб. Для взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг кредитор должен обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа (ч. 1 ст. 121, ст. 122 ГПК РФ).

Если размер задолженности за коммунальные услуги превышает 500 тыс. рублей либо в случае, если при рассмотрении спора в рамках приказного производства от должника поступили возражения относительно судебного приказа, необходимо обращение в суд в порядке искового производства (ст.129, п. 1.1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Спор между кредитором и должником по поводу взыскания задолженности по коммунальным услугам может быть прекращен путем заключения мирового соглашения (ч. 1 ст. 173 ГПК РФ). Суд выносит определение о прекращении производства по делу (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ).

Для взыскания задолженности по коммунальным платежам с физического лица кредитор должен обратиться в суд. До этого кредитор может направить должнику претензию, а в ходе судебного разбирательства или исполнительного производства вправе заключить с ним мировое соглашение.

Уплата административного штрафа за ребенка

В соответствии со ст. 2.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Согласно ст.32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, установлена обязанность родителей (иных законных представителей) брать на себя расходы по оплате административного штрафа в случае отсутствия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка.

При этом следует учитывать, что неисполнение указанной обязанности родителем (иным законным представителем) своевременно может повлечь административную ответственность по ч.1 ст.20.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающей наказание в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

Заключение соглашения об уплате алиментов

В соответствии со ст. 99 Семейного кодекса Российской Федерации, Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.

Из содержания статьи 99 СК РФ следует, что соглашение об уплате алиментов должно заключаться лично сторонами соглашения: лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем. Круг лиц, между которыми возникают указанные права и обязанности, определен Кодексом, в частности, это родители и несовершеннолетние или нетрудоспособные совершеннолетние дети.

Представительство при заключении соглашения об уплате алиментов возможно только при недееспособности стороны соглашения. Таким образом, соглашения от имени несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет (малолетних), заключаются их законными представителями.

Что касается несовершеннолетнего ребенка, достигшего четырнадцати лет, то в соответствии со статьей 99 СК РФ, не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей. Это означает, что при заключении соглашения об уплате алиментов, одной из сторон которого является несовершеннолетний ребенок, достигший четырнадцати лет, ребенок сам должен подписать данное соглашение с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей.

Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей

В соответствии с ч.1 ст. 85 Семейного кодекса Российской Федерации, родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.

Под нетрудоспособными совершеннолетними лицами, имеющими право на алименты, следует понимать лиц, признанных в установленном порядке инвалидами I, II или III группы, а также лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста.

Согласно ч.2 ст. 85 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.

Однако, при определении материального положения сторон следует учитывать все виды их доходов, а также любое принадлежащее им имущество;

При установлении семейного положения плательщика алиментов следует, в частности, выяснить, имеются ли у него другие несовершеннолетние или нетрудоспособные совершеннолетние дети либо иные лица, которых он обязан по закону содержать;

По смыслу данной статьи, иными заслуживающими внимания обстоятельствами являются, например, нетрудоспособность плательщика алиментов, восстановление трудоспособности получателя алиментов.

.

Признание брака недействительным

В соответствии со статьей 27 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Кодекс) брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 - 14 и пунктом 3 статьи 15 Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Перечень оснований для признания брака недействительным, содержащийся в п. 1 ст. 27 СК РФ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

 К таким основаниям относятся:

нарушение установленных законом условий заключения брака, то есть отсутствие взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста;

наличие при заключении брака обстоятельств, препятствующих его заключению (хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; лица являются близкими родственниками, усыновителями и усыновленными; хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства)

 сокрытие одним из лиц, вступающих в брак, от другого лица наличия у него венерической болезни или ВИЧ - инфекции

 фиктивность брака (если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью).

Учитывая это, нарушение установленных законом требований к порядку заключения брака (например, регистрация брака до истечения месячного срока со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния)  не может явиться основанием для признания брака недействительным.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Cодержание общего имущества в многоквартирном доме

В соответствии с ч.1 ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению, несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме – это не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества, но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Общим имуществом в многоквартирном доме являются, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Защита чести, достоинства и деловой репутации

В соответствии с п. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

Необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судом при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

 Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

По вопросу обращения граждан

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Обращения могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа.

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Если обращение гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления не имеет никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то имеет место злоупотребление правом.

О фиктивной регистрации иностранных граждан

На сегодняшний день фиктивная регистрация иностранных граждан является весьма распространенной, что нарушает интересы Российской Федерации в сфере миграционной политики.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства, прибывшие в Россию, обязаны зарегистрироваться (встать на учет) по месту жительства или пребывания. Для регистрации (постановки на учет) необходимо жилое помещение и согласие на это его собственника (нанимателя). Некоторые организации, а также собственники (наниматели) жилого помещения предлагают прописать мигранта на своей жилплощади за денежное вознаграждение. При этом зачастую они лишь оформляют необходимые документы, не предоставляя права пользования жилым помещением. Так происходит фиктивная регистрация иностранных граждан. Фиктивной также признается регистрация (постановка на учет) по поддельным или недействительным документам, либо в случае, когда вставший на учет по определенному адресу гражданин не намерен проживать там. Под фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в Российской Федерации, кроме того, понимается постановка иностранных лиц или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

До 2013 года за фиктивную регистрацию предусматривалась исключительно административная ответственность. Однако Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 322.2 (фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и 322.3 (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации).

Санкция указанных статей предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом согласно примечаниям к статьям 322.2 и 322.3 УК РФ, лица, совершившие указанные преступления, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию этих преступлений и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

Незаконная рубка древесины

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, то есть деревьев, кустарников, произрастающих в лесах, а также деревьев, кустарников, произрастающих вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных нарушений, в частности, деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев и кустарников следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений ст. 260 УК РФ и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей.

Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - до семисот тысяч рублей; совершение уголовно-наказуемого деяния - влечет наложение штрафа в размере до трех миллионов рублей, либо принудительные работы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом.

Отдых несовершеннолетних в детских лагерях

В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» к организациям отдыха и оздоровления детей относятся организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей. Это организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности). Также к таким организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

Организации в сфере отдыха и оздоровления детей обязаны подавать сведения о своей деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ для включения в специальный реестр.

Предоставить сведения в реестр компании и индивидуальные предприниматели должны были до 1 мая 2020 года.

С 01.06.2020 введена административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей (ст. 14.65 КоАП РФ). В частности, за предоставление организацией отдыха детей и их оздоровления или индивидуальным предпринимателем, не включенными в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Оценка условий труда

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (часть 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ).

Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрена обязанность работодателя, заключающаяся в проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Она возникает в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона № 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона № 426-ФЗ в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.

Исходя из требований части 2 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, а также изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, и в течение шести месяцев со дня наступления иных случаев, перечисленных в части 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ.