С какого возраста можно принимать участие в голосовании?
С какого возраста можно принимать участие в голосовании?
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в голосовании.
С какого момента начинается избирательная кампания?
Избирательная кампания начинается с момента официального опубликования в средствах массовой информации решения о назначении выборов или референдума.
Что является основанием для включения в список избирателей?
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.
Как получить открепительное удостоверение?
Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45-25 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 24 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение.
Соответствующая избирательная комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Какие сроки агитационного периода?
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Разрешается ли размещение агитационных материалов в день голосования?
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.
Какие избирательные комиссии действуют в Российской Федерации в настоящее время?
В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии (в период избирательных кампаний).
Какие меры может принять избирательная комиссия в случае нарушений законодательства о выборах кандидатом, избирательным объединением?
В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.
Могут ли быть расклеены предвыборные агитационные материалы на зданиях, в которых размещены избирательные комиссии и в помещении для голосования?
Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Какие меры может принять избирательная комиссия если доверенное лицо в помещении для голосования в день голосования агитирует избирателя голосовать за кандидата?
Если доверенное лицо в помещении для голосования агитирует за кандидата, то в этом случае участковая избирательная комиссия предупреждает его, а при продолжении противоправных действий он удаляется из помещения для голосования, о чем составляется соответствующий акт.
Может ли наблюдатель опрашивать избирателей в помещении для голосования, за кого они хотят проголосовать?
Если наблюдатель в ходе голосования в помещении для голосования опрашивает избирателей, за кого они хотят проголосовать, то это должно расцениваться как нарушение тайны голосования.
Может ли наблюдатель предлагать помощь членам участковой избирательной комиссии в выдаче избирательных бюллетеней?
Федеральный закон, Закон области не предусматривает участия наблюдателей в организации голосования и запрещает наблюдателям выдавать избирателям избирательные бюллетени.
Может ли наблюдатель давать советы избирателю, за кого голосовать?
Если наблюдатель в помещении для голосования дают избирателям советы, за кого голосовать, то это должно расцениваться как влияние на волеизъявление избирателя.
Может ли избиратель обратиться за помощью к наблюдателю, чтобы тот расписался за избирателя в получении избирательного бюллетеня или заполнил за избирателя избирательный бюллетень?
Наблюдатель не вправе выполнить просьбу избирателя.
Как заполнить избирательный бюллетень?
Каждый избирательный бюллетень содержит разъяснение о порядке его заполнения. Избирательный бюллетень заполняется шариковой ручкой (фломастером, перьевой ручкой и др.). Заполнение избирательного бюллетеня карандашом не допускается. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от сведений о зарегистрированном кандидате, списке кандидатов за которого он голосует.
Избиратель не имеет при себе паспорта или документа, заменяющего паспорт, но желает проголосовать. Как быть в этой ситуации?
Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, избирательный бюллетень не выдается. Если избиратель настаивает на вынесении решения УИК об отказе в выдаче ему избирательного бюллетеня, то такое решение должно быть принято, оформлено в письменном виде и выдано на руки заявителю.
Избиратель не включен в список избирателей, но желает проголосовать. Как быть в этой ситуации?
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после составления списка избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются УИК в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка.
Избиратель получил избирательный бюллетень, но, не опустив его в стационарный ящик для голосования, пытается вынести из помещения для голосования. Какие действия может предпринять УИК в этом случае?
В федеральном избирательном законодательстве определено предназначение избирательного бюллетеня, а также определена последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем. В случае выявления попытки избирателя вынести из помещения для голосования избирательный бюллетень член УИК вправе выяснить, что намерен делать избиратель с этим избирательным бюллетенем, разъяснить возможные последствия действий избирателя в том случае, если он пытался вынести избирательный бюллетень с целью передачи его другим лицам, то есть, в конечном счете, в целях фальсификации итогов голосования, и убедить избирателя в необходимости исполнить положения Федерального закона о порядке голосования. Об этой ситуации должен быть проинформирован председатель УИК, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования.
Является ли призыв к неучастию в выборах предвыборной агитацией?*
Деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к неучастию в выборах, не является предвыборной агитацией (подп. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях). При определенных обстоятельствах такая деятельность может оцениваться как воспрепятствование осуществлению избирательных прав, если она, например, сопряжена с подкупом, насилием, использованием должностного или служебного положения, что влечет привлечение виновного лица (виновных лиц) к уголовной ответственности по ст. 141 УК.
Накануне выборов появляется довольно много новых негосударственных периодических печатных изданий и организаций телерадиовещания, создаваемых специально "под выборы". Могут ли такие СМИ участвовать в избирательной кампании?*
В данном случае определяющим является ответ на вопрос, кем были учреждены негосударственные организации СМИ. Согласно общему правилу, установленному п. 4 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, негосударственные организации СМИ, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время, печатную площадь. Исключение предусмотрено только для тех негосударственных организаций СМИ, которые были учреждены самими избирательными объединениями.
Освещать избирательную кампанию, производить и распространять аналитические, информационные передачи о выборах вправе любые организации СМИ независимо от времени их учреждения.
С какого момента распространение информации может квалифицироваться как досрочная предвыборная агитация?*
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях в соответствии с п. 2 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях начинается за 30 дней до дня голосования. Если организация СМИ предоставит эфирное время или печатную площадь кандидату, политической партии для распространения информации, носящей признаки предвыборной агитации, в период избирательной кампании, но ранее даты, с которой начинается агитационный период, это будет нарушением закона.