Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Маркировка товаров

Маркировка товаров

Вдекабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки ипрослеживаемости товаров. Распоряжение от28.04.2018 №791-р определило базовые принципы вмодели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Эти базовые принципы предусматривают:

-         идентификацию каждой единицы товара- присвоение товарам уникальных кодов;

-         создание информационной системы маркировки, вкоторой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки впроцессе жизненного цикла товара;

-         создание Единого каталога товаров.

Что такое маркировка

С1 января 2019 года действует Федеральный закон от25.12.2018 N 488-ФЗ. Внем нет термина «маркировка», ноесть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и«код маркировки».

Товары, маркированные средствами идентификации,- это товары, накоторые нанесены средства идентификации идостоверные сведения окоторых (втом числе сведения онанесенных наних средствах идентификации иматериальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся вгосударственной информационной системе мониторинга заоборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Код маркировки- уникальная последовательность символов, состоящая изкода идентификации икода проверки.

Распоряжение от28.12.2018 №2963-р утвердило Концепцию создания ифункционирования системы маркировки товаров средствами идентификации ипрослеживаемости движения товаров.

ВКонцепции маркировка определяется как комплекс действий поидентификации единицы илисовокупности единиц товара спомощью нанесения средства идентификации иликонтрольного знака сосредством идентификации. Она необходима дляобеспечения прослеживаемости товаров приих движении потоваропроводящей сети.

Какие товары участвуют всистеме маркировки

Распоряжение Правительства РФ от28.04.2018 №792-р утвердило перечень из10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке.

На сегодняшний день маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. Остальные товары маркируются на добровольной основе или в экспериментальном режиме. Подробный список товаров, участвующих в маркировке указан в таблице ниже.

 

Продукция

Режим эксперимента

Обязательная маркировка

Меховые изделия

 

12.08 2016

Алкогольная продукция

 

01.07.2018

Лекарственные средства

01.02.2017

01.01.2020

Изделия из золота и серебра, драгоценные камни

01.06.2018- 01.11.2018

Точной даты нет

Табачная продукция

01.01.2018- 31.12.2018

01.03.2019

Обувь

01.06.2018- 31.12.2018

01.07.2019

Духи и туалетная вода

 

01.12.2019

Шины и покрышки

 

01.12.2019

Изделия из натуральной кожи

 

01.12.2019

Ручные или машинные  вязанные трикотажные женские блузки и т. д.

 

01.12.2019

Верхняя одежда: пальто, накидки, плащи, куртки.

 

01.12.2019

Белье постельное, столовое, кухонное

 

01.12.2019

Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки

 

01.12.2019

 

Зарегистрироваться и подключится к единой системе мониторинга обязаны как ИП, так и организации: для улучшения контроля поставляемой и производимой продукции. На сегодняшний момент действуют несколько систем мониторинга, они зависят от видов продукции, регистрируемых в системе маркировки, например, для алкоголя действует единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), для лекарств - система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, для изделий из меха - Информационный ресурс маркировки.

Оператор системы маркировки

ВФедеральном законе от25.12.2018 №488-ФЗ уточняется, чтооператора системы маркировки определяет Правительство. Итаким оператором был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Сейчас это, посути, частный партнер вгосударственно-частном партнерстве. Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки ипрослеживаемости товаров Честный ЗНАК.

ЦРПТ самостоятельно генерирует код маркировки, обеспечивает его защиту, разрабатывает иэксплуатирует платформу системы. Также центр работает надсозданием единого каталога товаров, занимается локализацией производства оборудования длямаркировки.

Что такое Честный ЗНАК

Вся система цифровой маркировки ипрослеживаемости товаров называется Честный ЗНАК. И она включает два компонента:

-         цифровое решение маркировки ипрослеживаемости;

-         инструмент общественного контроля (приложение Честный ЗНАК).

Приложение Честный ЗНАК уже доступно дляскачивания вAppStore иGooglePlay. Спомощью любого смартфона, вкотором оно установлено, можно считать DataMatrix код илидругой тип маркировки наупаковке товара имоментально получить результаты проверки.

Черезприложение потребитель может сообщить контролирующим органам обобнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать впроцессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами запомощь вборьбе сконтрафактом.

Чтотакое Национальный каталог товаров

Врамках системы маркировки Честный ЗНАК существуют различные подсистемы, ноодна изосновных - это Национальный каталог товаров. Он будет содержать информацию повсем маркированным товарным категориям, иэта информация будет использоваться далее вОФД иврозничных сетях дляконтроля операций поэтим товарным категориям.

Предполагается, чтовсе участники товарооборота получат бесплатный исвободный доступ ккаталогу. Приэтом производители, дистрибьюторы ирозничные сети, как обещает ЦРПТ, не будут нести затраты науправление данными.

Сучетом тех категорий товаров, длякоторых система маркировки станет обязательной уже в2019 году, каталог сначала будет интегрирован сфедеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества иФНС. Внем будет храниться разрешительная исопроводительная документация, безкоторой, например, невозможна продажа лекарств ипродуктов животного происхождения.

Национальный каталог товаров также будет работать склассификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 иКТРУ, системой GS1.

DataMatrix код иего криптозащищенность

Система маркировки товаров предполагает, чтонаупаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться DataMatrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом иконтрабандой.

DataMatrix код представляет собой уникальный ключ кинформации отоваре вбазе данных системы Честный ЗНАК.Коднаносится один раз припроизводстве товара.Сего помощью, войдя всистему(онлайн иличерезмобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации отоваре: место, дата ивремя производства, срок годности, процесс перехода товара отсобственника ксобственнику, дата иместо продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.

DataMatrix код состоит издвух частей:

-         код идентификации: определяет позицию товара всистеме иедином каталоге товаров;

-         код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.

Накаждом этапе движение товара будет фиксироваться всистеме Честный ЗНАК. Это позволит получать информацию опроизводителе товара, его характеристиках, втом числе сроке годности длянекоторых категорий товаров.

ВЦРПТ отмечают, чтосистема маркировки вРоссии будет радикально отличаться оттой, чтосуществует вдругих странах. Основное отличие заключается ведином центре эмиссии кода: код выпускается водном месте, тоесть только одна компания (ЦРПТ) врамках партнерства сгосударством отвечает завыпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.

Какое оборудование понадобится для обязательной маркировки

Чтобы все законодательные требования были соблюдены, производителям и продавцам нужно иметь следующие виды оборудования:

-      принтеры этикеток. Используются для нанесения уникального кода идентификации на упаковку с товаром или непосредственно на продукт;

-      терминалы сбора данных. Представляет собой мобильное компактное устройство с клавиатурой и встроенным сканером штрихкодов для считывания информации;

-         сканеры штрихкодов, которые подключаются к ККМ через порт и считывают информацию при продаже товара.

Среди контрольно-кассового оборудования есть переносные смарт-терминалы со встроенными сканерами штрихкодов, например, МодульКасса — несколько решений в одном устройстве.

Кроме того, ритейлерам придется обновить ПО и подготовить кассу к распознаванию кодировки DataMatrix.

Как работает система маркировки

Процесс включает следующие этапы:

  1. Науровне производителя / импортера: уникальный DataMatrix код наносится натовар.
  2. Науровне логистики: фиксируется весь путь товара— отзавода до потребителя.
  3. Науровне магазина: товар размещается наполке только после сканирования DataMatrix кода, чтоисключает возможность вброса подделки.
  4. Науровне кассы: система непозволит реализовать контрафактный товар припродаже наонлайн-кассе. Когда кассир сканирует код вмомент продажи, ОФД сообщает всистему маркировки отом, чтотовар выбыл.
  5. Науровне потребителя: осуществляется общественный контроль ивыявление нелегального товара спомощью приложения Честный ЗНАК.

Оператор маркировки ЦРПТ генерирует коды иведет список всех участников оборота. Это значит, чтокаждая организация, участвующая вобороте (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться всистеме маркировки. Далее производитель товара илиимпортер должен заказывать коды и, соответственно, уметь их наносить натовар домомента передачи идомомента провоза черезграницу (товар должен быть маркирован домомента попадания натерриторию РФ).

После этого каждый раз припередаче товара другому юрлицу необходимо будет уведомлять оператора маркировки отом, чтотовар был отгружен (это делает отправитель) иличтотовар быть получен (это делает получатель). Например, втабаке такая передача регистрируется путем формирования электронного первичного документа, тоесть стороны между собой подписывают первичный документ, вкотором перечислены все коды маркируемого товара, идальше этот первичный документ представляется ЦРПТ. Наосновании первичного документа ЦРПТ переносит коды отодного собственника другому.

После того, как производитель заказал код, нанес изарегистрировал всистеме, чтоон ввел его воборот, можно прослеживать, черезкого икуда он был перемещен, досамого конца, когда происходит продажа черезкассу икод выбывает изоборота.

Схема может усложняться, например, если код выбывает изоборота нечерезкассу: списание товара, хищение, брак, порча, возвраты ит.д.

Ответственность за нарушения требований о маркировке товаров

В случае несоблюдения требований об обязательной маркировке продукции организации несут как административную, так и уголовную ответственность.

Под административной ответственностью понимается ст. 15.12 КоАП РФ, часть первая: производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, влечет за собой штраф в размере для индивидуального предпринимателя от 5000 до 10 000 руб., на юридические лица - от 50000 до 100 000 рублей. К выписанному штрафу прилагается изъятие всей непромаркированной продукции.

Продажа продукции без маркировки расценивается как нарушение части второй ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для физических лиц составляет от 2000 до 4000 руб., индивидуальным предпринимателям размер составляет от 5000 до 10 000 руб., для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 руб., так же с изъятием непромаркированной продукции.

Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер. В ст. 169 УК РФ под крупным ущербом понимается сумма, превышающая 1,5 млн руб. Производство, приобретение, хранение, перевозка или продажа товаров, которые подлежат обязательной маркировке, без маркировки согласно ст. 171.1 части первой УК РФ облагаются штрафом в размере до 300 000 руб. или лишением свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 руб.

Оборот немаркированного алкоголя или табачных изделий карается более жестко: в ст. 171.1 части пятой УК РФ штраф за несоблюдение правил маркировки составляет до 500 000 руб., или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 120 000 руб. При этом под крупным ущербом считается сумма более 100 000 руб. (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).